Форум » Спецвыпуск "Правда ГУЛАГА" » "Ревизские сказки" » Ответить

"Ревизские сказки"

admin: Текст статьи Н.В. Самохваловой "Ревизские сказки" (опубликована в газете "Саратовские вести" 9 апреля 2009 г.) предоставлен мне Саратовским архивом /ОГУ ГАСО/. Не обходя старого да самого последнего младенца… Переписи населения – одна из важнейших форм статистического обследования, В нашей стране они регулярно проводятся с 1920 г Последняя прошла в октябре 2002 года. Непосредственным предшественником российских переписей являются так называемые ревизии. В этом году исполняется 290 лет со времени проведения первой из них. Именные царские указы от 26 ноября (7 декабря) 1718 г. и от 22 января (2 февраля) 1719 г. предписывали «ради расположения полков армейских на крестьян всего государства» проводить ревизии населения. То есть, целью ревизий являлось распределение содержания войск по количеству ревизских душ. Под термином «ревизские души» понималось мужское население, с которого взимались налоги. (Помните «ловца мертвых душ» Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя?) По итогам ревизии надлежало составлять ревизские сказки, то есть именные списки всех жителей России, облагаемых подушной податью. За таким «несерьезным» названием стоял очень важный документ, а назывался он так потому, что составлялся на основании устных показаний. Ревизия должна была показать «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей … не обходя старого да самого последнего младенца с летами их». Ревизии учитывали также и неподатное население: духовенство, ямщиков, отставных солдат и др. и не охватывали личный состав армии и флота, иностранцев. Ряд ревизий не учитывал женщин. Сведения в ревизские сказки должны были подаваться правдивые. Закон поощрял доносительство: он предусматривал, что в случае утайки ревизской души, доносителю об этой утайке отдавалась эта «душа». На проведение ревизии отводился год. Однако техника их была настолько несовершенна, а количество населения, уклонявшегося от учета, было столь велико, что ряд лет после ревизии шла так называемая длительная ревизия. Поэтому на практике перепись длилась 1 – 2 года, а затем, до следующей переписи, выявлялись неучтенные «прописные» или беглые души в ходе длительной ревизии. Все уточнения, независимо от того, когда они делались, относились к основному году проведения ревизии. Всего состоялось 10 ревизий. Первая ревизия началась в 1719 г. при Петре I. Подача сказок шла настолько медленно, что для сбора сведений правительство вынуждено было прибегнуть к помощи солдат. Несмотря на пытки, казни и штрафы, назначавшиеся за утайку душ, мистификация и подтасовка практиковались в самых широких размерах. Процент утаенных душ по первой ревизии составил 19 %. При проведении последующих ревизий процент колебался от 1, 6 до 1, 8. Вторая ревизия была предпринята в 1743 году, а подача сказок при ней затянулась до 1756 года. Третья продолжалась с 1762 по 1787 гг., четвертая –с 1781 по 1787 гг., пятая – проводилась в1795 г., шестая ревизия (1811 г.) не была окончена ввиду начавшейся войны 1812 года. Седьмая осуществлялась в 1815 г., восьмая – в 1835 г., девятая – в 1850 г., десятая – в 1857 г. Форма ревизской сказки со временем менялась, причем претерпевала изменения в сторону упрощения. Формуляр содержал следующую информацию: год, месяц число подачи сказки, уезд, село, владелец крепостного населения (если сказка дана по помещичьему селу), номер, состав семьи с указанием степени родства, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших и итоговые данные «ныне налицо». Причины выбытия наблюдались разные, но среди них лидировали такие причины, как смерть или «отдан в рекруты». В Государственном архиве Саратовской области ревизские сказки хранятся в основном в фонде Саратовской казенной палаты – учреждения, которое, начиная с четвертой ревизии, осуществляло прием ревизских сказок. Это один из наиболее востребованных среди исследователей фонд. Материалы ревизий содержат сведения не только о численности населения, проживавшего на территориях нынешних Саратовской, части Астраханской, Пензенской и Самарской губерний в XVIII - первой половине XiX вв., но и о его географическом размещении, миграционных процессах, сословной принадлежности, национальном составе. Они являются ценнейшим источником для изучения социально-экономической истории Поволжья. Ревизские сказки представляют огромный интерес не только для ученых – в них находят массу интересной для себя информации также те, кто восстанавливает свои родственные связи, занимается генеалогическими изысканиями. Подготовила сотрудник Государственного архива Саратовской области Наталия Самохвалова

Ответов - 0



полная версия страницы