Форум » "Помни имя свое"-"ПАМЯТЬ СЕРДЦА" » "Помни имя свое" » Ответить

"Помни имя свое"

admin: "Уважаемые участники форума, его друзья и гости! Я открываю новую тему "Помни имя свое", приглашаю в ней рассказывать о судьбах дорогих вам людей, ваших предков и их семей. Пусть ваши воспоминания о них будут вашим вкладом в память о них"

Ответов - 18

admin: "Именно, ушедшие от нас в другой мир предки выполняют роль наших ангелов-хранителей. Они продолжают быть сопричастны к земным делам и сохраняют свою земную эмпирическую сущность,пока помнят их добрые дела и поступки. Их силы по защите нас, их возможности предостерегать нас от ошибок во многом определяются тем, насколько хороша наша связь с ними, связь через ПАМЯТЬ! Воспоминая все лучшее о наших предках, мы как бы достраиваем ту часть моста, по которому может прийти их помощь. Чем о большем количестве предков мы помним. Чем более конкретна эта память, тем больше потенциал сил, хранящих нас. Подобно тому, как наша любовь к Богу нужна прежде всего не ему, а нам, точно также и наша любовь к ушедшим от нас предкам, является путем нашего взаимодействия с ними." В.И.Комиссаров. *** "Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека, - Залог величия его." А.С.Пушкин.

admin: НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ СЕМЬИ ШМИДТ Шмидт Эдуард, 1887г.р. рано лишился отца, в год смерти отца ему было всего 5лет, 7лет - его старшему брату. А еще более младшие: сестренка и два брата( Эмилия, Давид, Иоган Христиан) умерли через два года после смерти отца, в один год и месяц(9, 12,13 апреля 1894года). В чем причина - неизвестно. Мать Эдуарда - Сусанна отдает двух своих сыновей на воспитание одному из братьев покойного мужа, выходит замуж за Эдуарда Ган из Гларуса и переезжает в колонию Гларус, в свою новую семью. Эдуард Шмидт начал работать с малолетства, а в раннем юношеском возрасте едет в Самару, где у него начинается новая жизнь. Осваивает у одного из самарских купцов колбасное дело, "становится на ноги" и переезжает в г. Бузулук Оренбургской губернии. Унего было все: семья, хорошие дома, свое производство, магазин. Он-хозяин, но НЭП заканчивается, и он во спасение своей семьи все продает, покупает скромное жилище и все добровольно отдает государству. Он упредил горькие последствия раскулачивания. Но вот и ...1941год, война. Зимой, в лютый мороз, в неотапливаемом товарном вагоне семья Шмидт с годовалой внучкой, больной, с высокой температурой следует..., но куда? Их ссылают на восток Оренбургской области, в Кваркенский район, деревню Уртазым. Позже сына Николая - в трудовую армию. Их личный дом в Бузулуке заселяется другими жильцами. И только в 1944 году им разрешается вернуться в Бузулук, но не в свой дом, семья скитается по чужим углам. А сын Николай прошел все тяготы трудармейца, но вернулся домой только в 1953 году. Дорога домой была длинной. Она шла через Абхазию ( строительство дачи Сталина на озере Рица), через поселение Тюбукского лесного района ( Челябметеллургстрой), через Таджикскую ССР, город Ленинабад ( строительство Ленинабадского горно-химического комбината, почтовый ящик 325/23 МВД СССР). У каждого колониста Поволжья дороги были разные, но суть - одна и судьба одна. Горькая. Наталия Гусева (урожденная Шмидт)

Lang: Хочу рассказать о Симан Якове Богдановиче. Родился он примерно в 1880 году. Где он родился и где он в молодости проживал-мне не известно. По рассказам моей матери он взял в жены ее тетю-Шмидт Елизавету Григорьевну(Георгиевну) где-то в 1900году. Всю свою жизнь Яков Богданович проработал на железной дороге. Был одним из первых машинистов, которые водили поезда через Урал, водил поезда по Казахстану,в Китае одно время жил. Последние годы перед войной работал начальником вокзала на станции Энгельс.В 1941 его как и всех немцев депортировали в Сибирь. Умер в ноябре 1953года и похоронен в селе Токаревка Новосибирской области.


admin: " Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа, не придет до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков." Петр Кречетов. Материалы для описания Орловской губернии. Рига. 1905. - А Вы, согласны с мнением Петра Кречетова, ведь это он писал в 1905 году? Как Вы думаете, а какие сейчас МЫ - потомки российских немцев? Аdmin Сегодня я выставляю статью из книги "Помни имя свое". Статью написал школьник Бузулукской школы №6 Николай Кармин - правнук немца Поволжья СОЛОМОНА ГАНА из колонии Гларус. http://s59.radikal.ru/i164/1001/dd/47ff505c803a.jpg http://i020.radikal.ru/1001/5d/e7d2d009e392.jpg http://i078.radikal.ru/1001/09/a58bc425d308.jpg

Наталия: Кажется, я - первая, кого задели за живое слова этого П. Кречетого и вопрос Admin-а. Действительно, какие мы? Во-первых, я думаю, мы - не равнодушные, раз мы зашли на этот форум, или на другой,какая разница. Главное - он помогает нам обрести то, что потеряли. Второе - наши предки( у кого родители, у кого деды и прадеды) нам многое не рассказывали, наверное, берегли нас в то очень суровое время. А нам хочется об этом много знать, как можно больше знать, МНОГО СПРАШИВАТЬ И МНОГО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ, с близкими, с друзьями, со знакомыми и не очень. С ВАМИ, УВАЖАЕМЫЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ. Пожалуй, и для этого тоже я сюда пришла. МОЖЕТ ЭТИМ МЫ - сегодняшние - отличаемся от других и не только, наверное, этим??? Как бы хотелось узнать Ваше мнение!!!

Gerta: В прошлом году я начала исследовать свою родословную, и вот результат: нашла своих родственников в разных уголках света- Смоленск, Тверь, Германия. Занятие это интересное и очень трудное. Младшее поколение ничего не знает, из старшего (я имею в виду отчевидцев) мало кто остался жив. У нас в семье по-немецки разговаривали только бабушка и дедушка, я плохо их понимала. Дед, когда что-нибуть мне рассказывал, всегда брал с собой словарь и в разговори бесконечно всавлял постоянную свою фразу: "Как это сказать по русски?",и... искал в словаре слово. В общем, кроме страха что либо сказать лишнее, был еще и языковой барьер. Изучая историю своих предков, я испытала боль и сострадание. Сердце кровью олбливается, читая восспоминания всех тягот, которые им пришлось пережить. Может быть они и не зря берегли нас от этой информации. В жизни не так уж много радости.

Никола: Соломон Эдуардович Ган ( Hann ) – немец Поволжья (мой прадед). Родился 24 ноября 1901 года в Саратовской области Подлесновском районе селение Гларус. Закончил 4 класса. До замужества с Эдуардом, мать Соломона Сюзанна была замужем за Христианом Шмидт. В документах ОГУ ГИАНП (Областное государственное учреждение «Государственный Исторический Архив Немцев Поволжья в г. Энгельсе») значится следующее: Иоган Христиан (Johann Christian ) род. 14 апреля 1859 г. в Сусанентале, умер 4 августа 1892 г. Его жена Сюзанна Оппер[маен] (Susanna Opper[maen] род. 8 сентября 1864 г. в Брокгаузен. Венчались в 1885 г. в с. Брокгаузен. Их дети: 1. Иоганнес ( Johannes) род. 29 октября 1885 г. в с.Сусаненталь. 2. Эдуард ( Eduard ) род. 25 августа 1887 г. в с.Сусаненталь. 3. Эмилия ( Emilie ) род. 10 июня 1889 г. в с.Сусаненталь. Умерла 12 апреля 1894 г. 4. Давид ( Dawid ) род. 17 марта 1891г. в с.Сусаненталь. Умер 13 апреля 1894 г. 5. Иоган Христиан род. 27 февраля 1893 г. в с.Сусанентал . Умер 9 апреля 1894 г. После смерти мужа Кристиана( умер 4 августа 1892 г. ) Сюзанна вышла замуж за Эдуарда Ган. Соломон Эдуардович был католического вероисповедания. 28 августа 1941 года Немецкая республика была ликвидирована Указом Президиума Верховного Совета СССР и 338 тысяч немцев Поволжья депортированы в районы Сибири и Казахстана. В Бузулук Соломон приехал с матерью в начале 20-х годов. Здесь у него жил брат Эдуард Кристиан Шмидт ( Eduard Christian Schmidt ) . Соломон Эдуардович занял у брата деньги, купил корову. Сделал из мяса колбасу, оптом сдал её спекулянтам. Заработал ещё на 3 коровы, рассчитался с братом. Вскоре Соломону Эдуардовичу дали патент. Устроился в колбасный цех, стал мастером. Евдокия (супруга Соломона Ган) и Соломон жили в своём доме, у них поселилась и мать Соломона Эдуардовича, которая по-русски не говорила совсем. Да и сам Соломон тогда, очень плохо владел русским языком. Евдокии Ксенофонтовне пришлось учить немецкий язык, так как в доме говорили только на немецком. Кросмодер ( Gross mutter - бабушка) называли маму Соломона Эдуардовича Сюзанну. Кросмодер многому научила молодую Евдокию: плести корзины, тщательно взбивать перины, вышивать фартучки, готовить горчицу и многие немецкие блюда. Одним из блюд было приготовление немецких вареников, которое стало традиционным на столах многих поколений нашего большого рода, мы и сегодня с удовольствием едим их. Рецепт: 1. Творог (массой) 2. Зелёный лук (мелко порезанный) 3. Соль (по вкусу) 4. Перец чёрный молотый 5. Ржаной хлеб (мякиши) 6. Сливочное масло Способ приготовления: Перемешать творог с зелёным луком, посолить, поперчить Раскатать тесто тонким блином, нарезать из теста квадратики. Поло-жить начинку, свернуть. Варить 3 – 5 мин. С момента закипания воды. Растворить сливочное масло на сковородке (до розоватого оттенка), мелко покрошить мякиши ржаного хлеба. Смесь поджарить. Выложить вареники в глубокую чашку, залить сливочным маслом с мякишами. Немецкие вареники готовы. Семья стала пополняться. 2 июня 1930 года родился Александр, 8 декабря 1931 года родился Вячеслав, 8 декабря 1935 года родилась Ольга (моя бабушка). Казалось бы, что жизнь налаживается, но мясорубка Сталинских репрессий коснулась и этой семьи. В 1936 году кто-то шепнул Соломону Эдуардовичу, что его арестуют. Собрав ночью два чемодана, он с супругой Евдокией уехал под Оренбург в село. В 1937 году Сюзанну с сыном Эдуардом Кристиан Шмидт сослали в Сибирь - Алтайский край. В селе под Оренбургом Соломон устроился на маслозавод. Евдокия тоже работала. Снимали однокомнатный домик. Пол в этой комнатушке был земляным. Под праздники вешали на стены цветы, травы, на пол бросали полынь. 25 августа 1939 года родилась дочка - Тамара, а 5 августа 1940 года родилась Людмила. Соломона Эдуардовича Ган забрали в лагерь в первый день войны 22 июня 1941 года. Ночью семья проснулась от страшного грохота, чекисты стучали в дверь оружейными прикладами. Соломон Эдуардович открыл дверь. Вломившиеся люди из НКВД без разговоров схватили его и повели. Ему даже не дали одеться, забрали в нижнем белье. Евдокия Ксенофонтовна успела только накинуть на него телогрейку. Соломон Эдуардович оказался в Челябинске в трудовом лагере, строил ЧТЗ и ЧМЗ. Утром 23 июня семью выгнали из дома. Евдокия с детьми нашла зем-лянку на окраине села, там и поселились. Спали на земляном полу застеленным досками, Евдокия спала на сооруженных детьми Сашей и Славой нарах. Вскоре Евдокия Ксенофонтовна заболела, возле нар стояла большая палка, которой она стучала, этим самым звала к себе. Она не вставала с постели. Сначала болела бруцеллезом, а потом туберкулёзом и воспалением лёгких. Голодали. По рассказам моей бабушки Ольги Соломоновны (в 1941 году ей было 6 лет), они лазили по помойкам, собирали кажурки, ботву, огрызки отваривали и ели. Ходили побирались, добрые люди помогали, но были и те, которые унижали и оскорбляли маленьких детей. Швыряли камнями и обзывали гитлеровскими выродками. Не давало покое наше немецкое происхождение. В селе жила еврейская семья, которая особенно ненавидела Ган. Когда они видели нас - вспоминала моя бабушка (Ольга Соломоновна), то кричали: “Фрицы идут, фашисты проклятые, гитлеры.” Так и жили. Александр Соломонович работал на тракторе. Прибегал с поля, приносил горсточку зерна, выживали, как могли. В конце 1944 года старший сын Александр написал письмо главе государства И. В. Сталину. В письме говорилось о том, что семью притесняют из - за немецкой крови, о том, что голодают, мать тяжело больна. В конце письма Александр подписал «Ваш внучёк». Иосиф Виссарионович Сталин ответил великодушно. Дали рабочее место Александру, стали выдавать пойки. Больше они не чувствовали притеснений. Из Москвы приезжала комиссия, Евдокию Ксенофонтовну хотели забрать в больницу, а детей в детдом. Евдокия Ксенофонтовна сказала: «Пока я не умру, детей не отдам». Тогда им выдали одежду и уехали. Дети остались с больной матерью. От отца не было вестей. Наступил победный 1945 год а от Соломона Эдуардовича не было вестей. Холодной осенью 1945 года продав домашний скот семья перебралась в г.Бузулук. На вокзале Евдокию с детьми встречала Юлия Ксенофонтовна Соколова. Так как у Юлии Ксенофонтовны жильё было маленьким, то детей пожить взяли сёстры - Соколовы. Евдокия Ксенофонтовна осталась жить у Юлии. Александровна Ксенофонтовна взяла к себе Вячеслава и Ольгу, а Надежда Ксенофонтовна - Людмилу. Сын Александр ушёл в армию. В 1946 году Вячеслав решил второй раз написать письмо Сталину, в котором просил, чтобы вернули отца. И вскоре он действительно вернулся домой, но только инвалидом, были переломаны обе ноги и одна рука, он ещё долго ходил с бадиком. Как только Соломон Эдуардович окреп, стал разыскивать свою мать и брата, сосланных в Сибирь. Делал запросы в органы Внутренних Дел, но безуспешно. Они на всегда сгинули в сталинских лагерях. Долгое время Соломон Ган не мог устроиться на работу, зарабатывал у частников. Стал заниматься колбасными изделиями, открыл свою колбасную лавку на ул. Чапаева, потом переехал на ул. Комсомольскую. Освоившись в городе, стали снимать квартиру, чтобы не обременять родственников. Жили на ул. Заводской, потом на ул. Пионерской. «Я никогда не забуду первую, послевоенную, в своей жизни новогоднюю ёлку. На ней весела свёкла, морковка, картошечка и палка отцовской колбасы. Я с сёстрами делала бумажные гирлянды (колечками). На Новый Год тарелка супа и пара кусочков колбасы. Вот и весь праздничный стол» - вспоминала моя бабушка Ольга Соломоновна. Евдокия Ксенофонтовна сильно болела бруцеллезом, не могла ходить. Лежала «пластом». Ее переворачивали, когда она стучала о пол палочкой. Чтобы вылечится, ей посоветовали каждый день (по дозам) пить денатурат. И действительно, она пошла на поправку. Стала ходить. Потихоньку жизнь налаживалась, пока не пришла новая беда. Евдокия Ксенофонтовна заболела туберкулезом в открытой форме. Она пыталась покончить с собой, прадед успел выбить у нее из рук флакон с ядом. Мученья были страшными, она долго не могла поправиться. Соломон Эдуардович стал заведовать колбасным цехом - проработал до 70 лет. Однажды спас 2 тонны фарша, который начал портиться, добавив туда специи, чеснок и свежее мясо. 2 мая 1947 года родилась ещё одна дочка – Эмма (Эмилия). Как многодетной семье выдали комнатку в доме на ул. Галактионова (сегодня на этом месте стадион школы №8). Через несколько лет выкупили весь дом. Прадед успел подержать на руках мою сестру Татьяну, которая родилась 10 августа 1985 г. К этому времени он совсем ослеп и плохо слышал, но несмотря на это каждый день сам брился, летом в саду самостоятельно собирал самую спелую вишню. По рассказам бабушки (Ольги Соломоновны) её отец не ел вторично разогретую пищу. Евдокия Ксенофонтовна всегда по этикету сервировала стол, кушали всегда в одно время, опоздавший к трапезе не имел права сесть за стол – оставался ненакормленным до следующего приёма пищи. Конечно, это касалось только членов семьи. Соломон и Евдокия в строгости воспитывали своих детей. Соломон Эдуардович Ган скончался 28 декабря 1985 г. в возрасте 84 лет.

Никола: Дорогая тетя Наташа, большое Вам спасибо, что "привели" меня сюда на Форум! Мы с Вами одной крови! И я, молодой человек, не равнодушен к своим корням! Занимаюсь изучение родословной уже 10 ле! Горжусь и ценю своих предков. Это пример мужества и стойкости, любви и преданности! У меня накопилось много вопросов! Надеюсь форумчане помогут разрешить некоторые из них!

Никола: Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, - тот потеряет её лишь вместе с жизнью. Марина Цветаева. Интерес к изучению своих корней возник у меня в раннем возрасте. Тёплыми летними вечерами, гуляя с бабушкой по старинным улочкам города Бузулука, я слушал от неё рассказы и легенды рода Соколовых. В каком доме жил, чем зарабатывал на хлеб и какие нравы царили в семье – всё это пробуждало во мне неподдельный интерес и воображение. В школе активно стал заниматься краеведением родного края и историей отечества, особенно советским периодом, как самым драматичны. Моё внимание привлекла личность Иосифа Сталина. Юношеский сентиментализм не давал мне возможности объективно оценить роль этого человека в истории государства российского. Будучи человеком общительным, я был знаком с сотрудниками городского музея, старожилами и журналистами некоторых СМИ, часто заводил разговор о вожде, репрессиях и его наследии. Главный хранитель краеведческого музея Дяйкина Наталья Александровна посоветовала мне посмотреть на правление Сталина через историю своих предков, ибо деяния его затронули каждую семью. Заниматься родословной моей семьи я начал в мае 2004 года. Встречи с родственниками, работа с документами в городском архиве и ЗАГСе породили множество вопросов и загадок, что ещё более захлестнуло мой интерес к предкам. Тема Сталина перешла в отдельное увлечение историей России, но как будет написано ниже след он оставил весомый в жизни моего рода. Как свидетельствует мой опыт, начинать подобную работу целесооб-разно в IX классах. В старших классах ребята занимаются изучением своих родословных более осознанно; нередко ученические изыскания позволяют не только установить те или иные интересные факты из истории семьи, но и понять, как происходившие в стране события преломлялись в конкретных человеческих судьбах. Изучение родословной актуально в наше время. Как правило, первым шагом в изучении родословной становится сбор начальных сведений о семье. На этом этапе работы я обычно выписывал в отдельную тетрадь фамилии, имена, отчества близких и дальних родственников, указывая годы их жизни (год рождения), обозначал отношения родства и свойства. Следующая стадия работы – уточнение подобной информации и до-полнение её сведениями о том, где и когда учились, работали родственники, где они родились и жили, когда и почему перебрались в другие города или сёла и т.п. Чаще всего я не ограничивался беседами с родными, а пытался найти дополнительную информацию в городском (областном) архиве, ЗАГСе. Главный источник знаний на данном этапе работы - устные рассказы и воспоминания родных. Мне всегда было интересно слушать воспоминания моих родственни-ков. Мои бабушки (прабабушки) замечательные рассказчицы, до глубокой старости они сохранили ясную память и умение передать собеседнику эмо-циональный отклик на увиденное и пережитое. У нас дома до сих пор принято возвращаться в памяти к прошлому нашей семьи, и не только потому, что оно связано с дорогими нам людьми, но ещё и в силу такой общей для всех нас (фамильной) черты, как любознательность. Вспоминая наше семейное гнездо на улице Самарской (ныне М. Горького), с особой теплотой прабабушка рассказывала о своей маме Елене Егоровне. Она была отличной хозяйкой, великолепно готовила, шила, да ещё успевала справляться со своими 24-мя ребятишками. Без её совета никто ничего не предпринимал.

admin: БАУМАН ФЕРДИНАНД ФЕРДИНАНДОВИЧ Биография БАУМАН (Baumann) Фердинанд Фердинандович (1897-1968), участник установления Советской власти в Екатериненштадте, боец и командир Красной Армии, участник боев против Деникина в период гражданской войны, кавалер ордена Красной Звезды. Родился 23 февраля 1897 г. в Екатериненштадте Самарской губернии (ныне - г. Маркс, Саратовской области) в семье рабочего. В 1905-1910 гг. обучался в 2-х классном министерском училище. Трудовую деятельность начал в 15-ти летнем возрасте. С октября 1912 г. работал на заводе Шефера Ф. Ф. подносчиком, грузчиком, столяром в деревообделочном цехе. В апреле 1916 г. был призван на службу в царскую армию. Армейскую службу начал в г. Царицыне (ныне - Волгоград). Через два месяца был отправлен с маршевым батальоном на Турецкий фронт в г. Трапезунт (сейчас - г. Трабзон, Турция). Служил рядовым в 3-ей Кавказской строительной дружине до 20 марта 1917 г. По болезни получил отпуск домой, но обратно в часть уже не вернулся. В Екатериненштадте снова поступил на завод Шефера Ф. Ф. столяром деревообделочного цеха. На заводе вступил в отряд Красной гвардии, которым руководил большевик Дотц А. И. В составе этого отряда Бауман Ф. Ф. участвовал в установлении Советской власти в Екатериненштадте. На службе в РККА Бауман Ф. Ф. находился с первых дней её создания. В мае 1918 г. в составе 3-го Интернационального легиона (командир - Шейнфельд, комиссар - Ляйзер) Бауман Ф. Ф. направляется в Москву на борьбу с контрреволюцией. Находясь в Москве, отряд нёс караульную службу при Совете Народных Комиссаров. Бауман Ф. Ф. неоднократно бывал на рабочих собраниях, которые в большом количестве проходили в это время в Москве. Дважды ему довелось присутствовать на собраниях, где выступал В. И. Ленин. В августе 1918 г. Бауман Ф. Ф. направляется в составе продотряда в с. Неткачево Царицынской губернии на заготовку хлеба. С октября 1918 г. по май 1919 г. Бауман Ф. Ф. числится помощником командира взвода 1-го Екатериненштадтского коммунистического немецкого полка (командир полка - Фукс). В начале декабря 1918 г. полк был переброшен на Южный фронт на борьбу с Деникиным. Бауман Ф. Ф. участвовал в боях под Харьковом и в Донбассе, в Бахмутском, Горловском и Никитовском направлениях. В мае 1919 г. был ранен и отправлен в госпиталь в г. Харьков. После госпиталя некоторое время Бауман Ф. Ф. проходит службу помощником командира взвода 4-го запасного стрелкового полка Уральского военного округа. Приказом № 258 от 29 сентября 1919 г. Бауман Ф. Ф. зачислен курсантом 1-х Саратовских пехотных командирских курсов, которые окончил 13 июня 1920 г. По окончании курсов был направлен в г. Ульяновск командиром взвода 2-го Ульяновского стрелкового полка. В 1924 г. Бауман Ф. Ф. был переведен в Саратов, где служил старшиной роты 96-го стрелкового полка. Член ВКП(б) с мая 1929 г. В октябре 1929 г., после 12 лет службы в РККА, Бауман Ф. Ф. оставляет военную службу и переходит на гражданскую работу. С октября 1929 г. по февраль 1930 г. Бауман Ф. Ф. - председатель колхоза "Волна Революции" в с. Эрленбах АССР немцев Поволжья. В феврале-июле 1930 г. - курсант колхозных курсов в г. Саратове. С июля 1930 г. по май 1933 г. - военрук рабфака в г. Бальцер АССР НП. В это время Бауман Ф. Ф. проходит курсы партийного строительства при Немецком Коммунистическом Университете в Покровске(ныне–г.Энгельс). С мая 1933 г. по март 1934 г. Бауман Ф. Ф. - заведующий школы крестьянской молодежи в с. Норка АССР НП. В марте - июне 1934 г. - массовик политотдела Гуккской МТС Бальцерского кантона АССР НП. С июня 1934 г. по март 1935 г. - комендант "Заготзерно" Р.П.У. в с. Шиллинг АССР НП. В марте - октябре 1935 г. - начальник паспортного стола г. Бальцер. С октября 1936 г. по май 1937 г. - инструктор орготдела "Немпромтекстильсоюза" в г. Бальцер. С 1 января 1937 г. по 5 октября 1939 г. - заведующий отдела социального обеспечения при Бальцерском кантисполкоме АССР НП. Во время проведения Всесоюзной переписи населения 1939 г. Бауман Ф. Ф. исполняет обязанности помощника кантинспектора, за что получает благодарность с публикацией в газете "Известия" № 126 (6896) от 2 июля 1939 г. С 1 ноября 1939 г. Бауман Ф. Ф. переведен заведующим стахановской школы ткацко-аппретурной фабрики им. Карла Либкнехта Наркомлегпрома АССР НП в г. Бальцер, а с 16 февраля 1940 г. по 4 августа 1940 г. - заведующий отдела кадров той же фабрики. С 3 сентября 1940 г. по 15 марта 1941 г. Бауман Ф. Ф. - директор ресторана Иловатского сельпо, а с 16 марта 1941 г. - заведующий торгового отдела Потребсоюза Иловатского кантона АССР НП. 4 сентября 1941 г. Бауман Ф. Ф. депортирован в соответствии с Указом ПВС СССР от 28 августа 1941 г. в Кокчетавскую область Казахской ССР. До мобилизации в трудармию - колхозник колхоза "Социализм" Кзыл-Тусского района Кокчетавской области Казахской ССР. С 7 марта 1942 г. по 7 октября 1946 г. Бауман Ф. Ф. находился в трудармии в Челябметаллургстрой МВД СССР. До ухода на пенсию, в период с 10 октября 1946 г. по 18 марта 1957 г., Бауман Ф. Ф. работал в разное время пожарником, заведующим тепловым складом, конновозчиком, начальником караула, вахтером Челябинского Рудоуправления в п. Увельский Челябинской области. В апреле 1957 г., уже после ухода на пенсию, Бауман Ф. Ф. уезжает в с. Багиш, Октябрьского района, Джалал-Абадской области Киргизской ССР, где работает с апреля по сентябрь 1957 г. птичником в колхозе им. Маленкова. Затем переезжает в г. Караганду, откуда в апреле 1958 г. возвращается в п. Увельский, Увельского района Челябинской области. Будучи на пенсии Бауман Ф. Ф. вел активный образ жизни: работал в народной дружине, руководил советом пенсионеров, распространял книги и газеты, был членом комитета народного контроля, внештатным сотрудником милиции и общественным автоинспектором Увельского РОМ МВД. На основании постановления комиссии Исполкома Челябинского областного Совета депутатов трудящихся № 690 от 23 декабря 1958 г. Бауман Фердинанд Фердинандович являлся персональным пенсионером местного значения. Последнее время Бауман Ф. Ф. жил в п. Увельский, Увельского района Челябинской области. Умер Бауман Ф. Ф. 1 июля 1968 г., похоронен на кладбище п. Увельский, Челябинской области. Награды: орден Красной Звезды (28.10.1967).

admin: ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ Шёл боевой восемнадцатый год. Молодая советская республика была зажата в кольцо врагами революции. Русские и иностранные капиталисты, помещики, кулаки и их прихвостни пытались ликвидировать Октябрьские завоевания трудящихся, свергнуть правительство рабочих и крестьян, задушить костлявою рукой голода питерский и московский пролетариат, стоящий во главе всенародной борьбы за свободу и счастье. В то тревожное лето двадцатилетний рабочий Фердинанд Бауман нёс караульную службу в Кремле при Совете Народных Комиссаров. Время было голодное. Хлебный паёк не превышал четверти фунта. А иногда не выдавали ничего. Члены Советского правительства, партийные и советские работники, все большевики проводили на заводах митинги, призывали рабочих на борьбу с контрреволюцией. На рабочих собраниях Москвы выступал и Владимир Ильич Ленин. 21 июня на митинге в Сокольническом клубе Владимир Ильич говорил, что наша партия задалась целью устроить в Москве как можно большее количество митингов для того, чтобы обратить внимание рабочего класса на положение, в каком находится Советская власть и какие усилия ей нужно произвести для победы над создавшимся положением. Фердинанду Бауману довелось дважды слушать речь Ленина на рабочих собраниях. Впервые Бауман увидел Ленина на заводе бывшего Михельсона в июне восемнадцатого года. Ленин тогда говорил о необходимости создания продовольственных отрядов, указав, что продовольственный вопрос - самый больной вопрос нашей революции, что все без исключения рабочие должны понять, что борьба за хлеб - это их дело. По зову партии, по зову вождя рабочие, продовольственные отряды Москвы и Петрограда отправились вглубь страны добывать хлеб, который пытались припрятать купцы, кулаки, спекулянты. В составе продовольственного отряда выехал в окрестности Царицына и Фердинанд Бауман. Командовал отрядом Иосиф Шейнфельд. В с. Неткачево отряд обнаружил крупные запасы хлеба в купеческих амбарах. Решили доставить все зерно на станцию. Кулаки стали оказывать сопротивление. Их пришлось утихомирить. А беднота помогала продотряду подвозить хлеб к эшелону и грузить в вагоны. Для бедняков человек с ружьем был теперь уже не врагом, а товарищем, другом, защитником от богатеев, эксплуататоров. Бауману тоже пришлось служить в старой царской армии, на своих плечах испытать, что такое муштра, что такое маршевая рота, что такое страх и ненависть народа к человеку с ружьем. И теперь , когда трудящиеся первой в мире страны Советов начали строить новую жизнь, человек с ружьем стал на страже этого великого строительства, на страже Октябрьской революции, снискав любовь и уважение трудового народа. Сам Фердинанд Бауман - сын рабочего, сапожника, просидевшего в мастерской у предпринимателя долгие годы. С 15 лет Фердинанду пришлось тоже гнуть спину на заводе капиталиста Шефера в городе Екатериненштадте, Самарской губернии. Он был подносчиком, грузчиком, столяром. А после Февральской революции, когда демобилизовался из старой армии, снова вернулся в родной город. Ещё до Октябрьской революции он вступил в отряд Красной гвардии, которым руководил Александр Иванович Дотц. Октябрь встретили торжественно и радостно. Разоружили местную полицию. Арестовали станового пристава и урядника. Ликвидировали земскую управу. Захватили банк, почту и телеграф, установили Советскую власть. А потом всем красногвардейским отрядом по требованию Советского правительства выехали в Москву для борьбы с контрреволюционными силами, поднявшими голову весной восемнадцатого года. После того, как была завершена операция с погрузкой хлеба в Москву со станции Неткачево, Фердинанд Бауман в составе первого Екатериненштадтского полка пошел воевать на Деникинский фронт. Всю зиму девятнадцатого года провел в жестоких боях на Украине под Харьковом и в Донбассе: Бахмут, Горловка, Константиновка… Сколько городов, поселков, деревень прошел он с винтовкой в руках, круша вражескую силу! Но в майский день белогвардейский снаряд разорвался вблизи. Баумана ранило и зарыло землей. Он очнулся в госпитале. И пролежал до декабря. А потом - курсы командиров. В красной Армии он прослужил до тридцатого года. Но и после этого он был военным руководителем на рабфаке. А потом заведовал школой крестьянской молодежи и там воспитывал юных патриотов, будущих защитников страны Советов. Партия посылала коммуниста Баумана на самые трудные участки работы. Он не отказывался от любого поручения - был председателем колхоза, работал в политотделе МТС, заведовал отделом социального обеспечения райисполкома, руководил местной промышленностью, возглавлял торговый отдел райпотребсоюза… С сорок шестого года Фердинанд Фердинандович Бауман живет в поселке Увельском. Он долгое время работал в рудоуправлении, пока не вышел на пенсию. Но старый большевистский гвардеец и теперь не знает покоя. Он по-прежнему чувствует себя бойцом партии, - постоянно работает в народной дружине, три года руководил советом пенсионеров, активный распространитель книг и газет. Фердинанд Фердинандович часто помогает комитету народного контроля проверять магазины, столовые, учреждения бытового обслуживания. Всю свою жизнь Фердинанд Фердинандович посвятил тому великому благородному делу, которое в годы гражданской войны отстаивал с ружьем в руках, за которое дрался с врагами революции. Дело это - строительство нового коммунистического общества, строительство народного счастья. А. КУЛИКОВ Газета "Ленинское знамя", № 31 (3928) от 23 февраля 1967 г. (Районная газета Увельского района, Челябинской области.)

Gerta: Хочу поделиться с форумчанами небольшим отрывком истории из жизни моего деда. Когда моя бабушка Лиза умерла, ее мужу - моему дедушке Саше было 66 лет. Они были поволжские немцы, сосланные в 1941 году по национальному признаку в Сибирь. В Сибири они и остались. Бабушка умерла в сентябре и для деда потянулись длинные осенние, а затем зимние вечера. Видимо эта одинокая зима далась ему нелегко. Дом у нас на две половины. В одной половине жили мы (его сын Артур - мой отец, моя мама и мой брат), в другой - он. Мне было 14 лет, брату 12. Мама относила деду покушать, а мы просто забегали к деду пообщаться. Но… у нас свои дела-детские: школа, уроки, игры. У родителей свои- работа, хозяйство, домашние хлопоты. Наш дед затосковал, потерял интерес к жизни. Пришла весна и … дедушка решил жениться. В нашем поселке много было одиноких grosmutter, но все они жили со своими детьми. К одной он пришел с предложением, к другой, но… получил отказ. Не захотели они на старости лет жизнь менять. Однако весть о том, что мой дед ищет себе жену, очень быстро разнеслась по поселку. Бабушки – немки часто собирались вместе- пели песни, читали молитвы, просто общались. На одной из таких посиделок одна из старушек сказала, что она была бы не против жить с моим дедом. И вот однажды возвращаясь из школы, я увидела как к воротам деда подъехал бортовой ГАЗик с вещами в кузове. Вечером дед пришел к нам, и, смущаясь, сказал: « Прихатите вечером - путет маленький сфатьпа». Свадьба действительно была маленькая. Была только наша семья и необычайно смущенные и взволнованные молодожены. Бабушку звали Амалия. Она все время повторяла, что она 40 лет прожила без мужа. Нас, ребятишек, она попросила называть ее Мотер. Так мы ее потом и называли. Какая же это была жизнерадостная женщина. Стена между нашими квартирами была тонкая, и мы часто слышали, как она поет. Любая работа в ее руках спорилась. Глаза ее светились, и она очень часто повторяла, что наконец-то она обрела мужа. Мотер никогда не одевала одежду бабушки Лизы, не ложилась на ее кровать и очень переживала, что покойная ее осудит. Память о бабушке Лизе в семье свято хранилась. А вот осуждений в поселке хватало - "на старости лет с ума сошли". Самыми большими противниками были ее дети и внуки. Деда - же нашего было просто не узнать. Он помолодел, посвежел. В его дом вернулась жизнь. Прошло четыре года. Я окончила первый курс института, и приехала домой на каникулы. Первым делом, конечно, побежала к деду. Я его очень любила. Мы сидели, разговаривали о том о сем., о городе, о моей учебе, в общем, в основном обо мне. И наконец, я спросила: «Дед, а ты-то как живешь?» И он ответил: «Я счастлив!» Его глаза светились любовью. Они прожили 10 лет. Умер дед. У нашей Мотер не переставая несколько дней тихо лились слезы, наверно, правильнее было бы сказать не лились, а постоянно сочились из глаз. Молча, без причитаний и всхлипываний. После похорон, Мотер вернулась к своиму сыну и прожила еще около 10 лет. Однажды, мне пришлось добираться из поселка в город с малознакомым пожилым человеком. Дорога была длинная, и мы разговорились «за жизнь». Он посетовал, что живет один и на склоне лет не видит смысла жизни. Я ему рассказала историю любви моего деда. В конце пути глаза у мужчины оживились, лицо озарилось улыбкой. Я спросила, о чем он думает. Он ответил, что эта история глубоко запала в его душу, и у него теперь совсем другие планы на жизнь.

Наталия: Gerta , Спасибо Вам за эту светлую историю из жизни Ваших предков.

филипп: Мой прадед Билло Филипп Христианович его жена Лебер Эмилия жили вс. Сусанетале.Моя бабушка Билло Эмма филипповна 1923г.р.рассказала историю своей жизни я был в шоке от того, что немцы перенесли!Трудолюбивый народ ,многодетный,честный, считающий Россию своей Родиной!у них забрали всё,разлучили с семьёй отправив некоторых в трудовую армию,некоторых в Сибирь.Они жили в бараках на голой земле.Тюрьмы, лагеря, репрессии.......Недавно она умерла в России(87лет) так и не уехав со своей Родины которую любила!Она поднимала своих детей,внуков и 4 правнуков.Её пример стойкости и воли всегда будет в нашей семье на устах!!!

ryzar: История описаная в этих воспоминаниях не конкретно о моих родствениках Риттер из колхоза Красный партизан,Энгельского р-на,а о том что происходило попом когда их "угнали" Впослевоенное тяжелое и не очень сытное время, в нашей деревне, на правом берегуречки, в основном были низенькие избушки. А я, со своими родителями, с братьямии сестрами жила в красивом доме. В нем все было высокое и, крыша из краснойчерепицы и, ступеньки крыльца из толстых деревянных досок; и тяжелые двери, приставленные к высоким проёмам; и узкие рамы на окнах, с цветными ситцевыми занавесками,похожими на высокую тетеньку в юбке. Дом, стоял на отшибе, на берегу и гордо смотрел в даль... Он был виден отовсюду, крепкий, статный. Дом начинали строить на века и на совесть трудолюбивые,хорошие люди. А, их настигла беда - война проклятая Я знала об этом из разговоров взрослых. Их «угнали»еще в начале войны «в одночасье». Верхом на коне прискакал посыльный в военнойформе и велел всем немцам без исключения явиться в контору для «дальнейшегорешения вопроса». Какого?! - посыльный не уточнял. Однако, было понятно, на сколько все «сурьезно», ведь эта война с Гитлером. В деревне знали, что они хорошие люди. И к Гитлеру не имеют никакогоотношения. Многие, надеялись на скорое возвращение до уборки капусты и картошки: «Разберутся мол, там уних в конторе, и отправят людей обратно». Некоторыеиз них, на всякий случай, отнесли своим соседям, наиболее нужные вещи в хозяйстве. Для полной сохранности, заперли на большие замки свои глубокие подвалы. Аккуратно, выполняя предписание посыльного, собрали узелочки… (С собой велено было взять самоенеобходимое). Взрослые, запрягли своих лошадей, посадили в повозку маленьких и стареньких и, вслед за телегами,пешком, отправились в неизвестность, с надеждой и верой на скорое возвращение.Но они не вернулись, ни вскоре, ни после войны. . У нас на высоком чердаке, под брезентовым покрывалом, завернутые в клетчатую шаль, лежали вещи, дожидаясь своих хозяев. А они все не ехали и нам с младшим братом, очень хотелось туда. Отец говорил нам, что ненужно трогать их: вот когда «они» возвратятся в свой родной дом, тогда и заберут то, что мы им сохранили и скажут нам спасибо. Слово «немцы» вслух не произносилось.И мне очень хотелось, чтобы «они» вернулись, и наконец, сказали нам свое радостное спасибо. Через много лет, однажды, это и случится. А пока, была война…и, большая часть деревенских жителей, оставили навсегда свою Родину, лишь только потому,что назывались немцами. Достраивали дом уже без них, в спешке, не до красоты было. Наспех замазали стены глиной, смешанной с навозом и соломой, теперь свисавшей лохмотьями под долгими осенними дождями. Известный на всю округу мастеровитостью, отец наш поставил русскую печь. Печка эта, занимала большую часть дома и была главной, после родителей. Черно-белая от сажи и известки, с прислоненными к ней рогатыми ухватами, представлялась мне огромной теплой коровой. . P.S.август 2010. А они всётаки вирнулись но уже совсем в другом качестве,как туристы из далёкой Германии приехали покланиться родным могилам,подышать степным Волжским воздуом и снова вспомнить тот путь который пришлось преодолеть,что-бы вернуться сюда.

Наталия: 28 августа 20011 года исполнится 70 лет со дня депортации российских немцев. Помни, откуда имя твоё! Это стихотворение я посвящаю своим предкам, выехавшим в 1766 году из Германии и прошедшим такой сложный путь. А также всему нашему многострадальному народу. Путь Пласты истории нетленны. Об их пути - сухой рассказ. Война. Лишенья.Достоверны. Как Екатерининский Указ. Принять решенье - так непросто. Всё взвешивалось на весах. Земля и воля. Иль погосты. Мечта о счастье на устах. Не долги были эти сборы. Путь выбран. Любек впереди. А за спиной долины, горы. Земля родная позади. Что ждёт вас? Дальняя дорога. Морские мили в никуда? В душе сомненья и тревога. Мелькают сёла, города. О чём вам думалось? Мечталось? Хотели как вы путь продлить? Чтоб жизнь в достатке состоялась. Земля и кров. Трудом прослыть. Но предстояли испытанья. Нелёгок морем был ваш путь. А многим выпали страданья. Потери. В чём же жизни суть? Страна чужая. Чужды нравы. И путь неблизок предстоит. А в снах - зелёные дубравы. Привычный дом, знакомый быт. Как часто, зиму коротая В российской скобяной глуши, Вы землю Гессен вспоминали. Для сердца, памяти, души. Сурова зимняя чужбина. И голодно, и быт не тот. И путь до Волги очень длинен. Погибнем или повезёт? Преодолели. Волга рядом. И степи, степи без конца. Всё оценили беглым взглядом. Как жить? На многих "нет лица." Но путь назад давно отрезан. Для жизни нужен кров и хлеб. А опыт прежний стал полезен. Трудиться, чтобы жить без бед. Трудом своим "свернули горы." Земля, почуя нужный нрав, Всем вам дарила без разбора Плодов своих достойный сплав. Заколосилось поле златом. Амбары полные зерна. Не в раз вы стали все богаты. Без устали, без отдыха, без сна. Случались часто суховеи. Набеги. Горе. Море слёз. Но жить так ладно вы хотели. И снова труд без сна, без грёз. Всё возвели - и храм, и школу. Дома добротные стоят. Не уповали на погоду. Сады цвели за рядом ряд. Поволжье враз преобразилось. А русским было невдомёк. Откуда опыт, знанье, силы? Не извлекли они урок. Язык, культуру и молитвы Хранили как любовь к реке. И чувств высокая палитра Пришла в столицу на Неве. К вам в гости даже император Пожаловал, чтоб посмотреть. Как живы - скудно ли, богато? Садам, лугам достойно ль цвесть? Ваш опыт, труд был враз оценен. Ведь видно было без прикрас. Что верно то было решенье. И своевременен Указ. Вы защитили от набегов России центр, Европу всю. По жизни мёда не отведав. Не плача, не браня стезю. Любили вы, детей рожали. Хранили свято веру ту. И начертали на скрижалях Свою мечту, свою весну. Вы передали поколеньям, Что Волга - матушка река Родною стала, без сомненья, И на года, и на века. Но наступило лихолетье. Двадцатый век почил беду. Как горько то было столетье. Нога ступала, как по льду. Лёд тонок, зыбко стало счастье. А мракобесье как гранит. Забыт успех, ваше участье, На чём Поволжье зиждется, стоит. Всё пережили - ссылки и неверье. Взят курс - республика своя. Открыли настежь окна, двери. И вышли словно из небытия. Всё приняли. Снова созиданье. Театр. Газеты. Вузы и прогресс. Не поощряли только лишь старанье. Богат? - Кулак! И снова стресс. Отняли всё, до зёрнышка, крупинки. В итоге - голод. Тьма и смерть. Всё выплакано, до слезинки. Но сколько можно всё терпеть? И голод пережили. Где же силы Вы брали все у жизни той? Могилы. Боль. Опять могилы. Над исковерканной судьбой. Но не пришёл конец страданью. Война нагрянула. И рухнул мир. Конец всему, конец мечтаньям. Как будто дьявол устроил пир. Прогнали вас с родного крова. Прогнали дедов и отцов. О, жизнь! Как ты опять сурова. Под вой собак и стон коров. Вагон телячий, море слёз и стона. А поезд вас везёт неведомо куда. Чья власть? И чем она ведома? - "Чтоб не осталось и следа." Урал. Сибирь. И оскорбленье. Концлагерь. Голод и нужда. Где взяли вы опять терпенье? Победа всем. А вам - война. Запрет на всё. На дом и счастье. Учёбу, радость и весну. Когда же кончатся напасти? Вернём ли родину свою? Ан, нет! Напрасны грёзы. Поволжье? Больше не для вас. Не высохнут, наверно, слёзы. И не настанет день и час. Ну, что ж! Так отпустите Туда, откуда мы пришли. Опять ночами вам не спится И добавляет седины. Что сделали с СВОИМ народом?! Сложился здесь по жизни, по судьбе. Всё началось тогда... с восхода Вернулись мысли. Те. Всё те. И разметало всех по свету. Опять проблемы. Всё не так. В России был когда-то немец. В Германии ты стал русак. А счёт идёт не на мгновенья. Сотрётся ль грань? Уйдёт ли грусть? Чрез два, быть может, поколенья. А, впрочем, как сказать? Судить я не берусь. Пусть в генах, памяти всё сохранится. Пусть внуки, дети помнят весь их путь. Ведь главное, что род продлится. Останется основа!. Останется и суть. Наталия Шмидт. 30 июня 2011 года.

ryzar: FRIEDRICH RITTER из "Красно Яр" Friedrich Ritter- род. 22. Ноября 1876 в семье Gotlieb Ritter,родился представитель пятого покаления,проживающей в Российской Империи с 29 Августа 1766 года большой немецкой фамилии Риттер. Пожалуй это было самое благодатное время за всю предыдущую историю Росийских немцев,более ста лет жили выходцы из Darmstadt, на предоставленной им Российской Импиратрицей,земле Поволжъя. Выбор местом жительства урочища Красный Яр для предков Фридриха было болие или мение случайным,немецкие крестьяне и мастеровой люд,прибыли в Россию в поиске возможности иметь кусок земли на которой ростить хлеб и иметь возможность ростить своих детей,в сытости и достатке. Молиться Богу не опасаясь релилигиозных гонений за свою приверженность Лютеранскому учению и оставаться немцами по духу и сути своего типичного характера. К моменту рождения Фридриха,остались позади десятилетия неустроенности и полуголодного существования,первопоселенцев. Уже отстроилось и приняло обжитой вид поселение Красный Яр. Место оказалось удобно расположенным на барегу притока к реке Волга,с опширными заливными лугами в пойме рек. Плодородной целинной степной землёй,и бескрайними просторами России,переживавшей к тому времени бум индустриализации экономики,и расцвета землиделия. Фридрих рос в атмосфере строгово немецкого религиозного воспитания в семье и получил обязательное для всех мальчиков начальное школьное образование. С малых лет проявлял большой интерес к механике и механизмам,что в последствии и стало его профессией,изготовление и ремон землеобрабатывающей и перерабатываюших машин и механизмов,как не приметивны они в то время были но они помогали людям получать необходимую продукцию. В начале 1900 года он познакомился на "Остерн", со своей будующей женой SOPHIA BELLER (*1879) Осенью 1902года,после уборки урожая,с согласия родителей и благословления, обвенчал их пастер Johannes Stenzel,в новой Лютеранской кирхе в Красно Яр В 1903 году.у Фридриха и Софии родился первенец Heinrich(Андрей)Ritter,а в 1905 и 1908 София и Анна. В 1907 году в связи с преобразованиями происходившими в России и проведение аграрной реформы П. Столыпина в немецких колониях Поволжья. По большей части колонисты стали частными собственниками своих участков. Фридриху и его семье,земельного надела недосталось и он как и многие безземельные и малоземельные переселялись в Сибирь. Он оказался в числе новопоселенцев в Шонтале*(с1916года НОВОСКАТОВКА) Омской губернии. В последствии получил надел земли в близь лежащей колонии "Побочная" Времена в то время наступили в России тяжолые.Переселенцам было сложно обживаться на новых местах,финансовое положение местных властей и обещенные П.Столыпиным "приказали долго ждать" Климатические условия Сибири и вскоре начавшаяся Первая Мировая война,ухудшела и безтого бедственное положение немцев новопоселенцев. Но не смотря на все трудности в семье Фридриха рождались дети: Johann*(Иван) *1914-2008+);Александр(1918*-**) Но как рассказывала Анна Риттер:_"Wir wollten immer nach Heim zu fahren, um die Wolga" И вот как-то пережив смутные годы Октябрьского переворота,и поверив в обещание новой власти "Землю крестьянам" Фридрих со своей семьёй,вернулся назад в Родительский дом в Красно Яр. Родители к тому времени состарелись и сами уже не могли обрабатывать свой надел. А маленькие дети Фридриха очень нуждались в деда и бабушки теплых руках. И снова наступили тяжолые будни крестьянского труда.Фридрих работал в "Мастерских"и обрабатывал земельный надел оставшийся от отца Готлиба*(1924+) Родившегося в 1921 году последыша и назвали в чесь деда Готлиб. Тяжолый труд,отсутствие необходимой медпомоши подорвали здоровье его жены Софии и она в 1928 году умерла. Овдовев и,с малыми детьми на руках да пристарелой матерью. у Фридриха не остовалось большого выбора и он "сошолся" с Amlia Wiehand,вдовой с тремя дочерьми. Сентябрь - июнь 1931 Проведение в АССР НП "сплошной коллективизации", ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств. С началом коллективизациии и не приняв её,лешился земельного надела. Был раскулачен и вынужден был перебраться поближе к семье старшего сына Андрея,в колхоз "Красный паритзан" возле станции Безымянная,Лизендергальского кантона,Саратовской обл."АССРНП" И снова на новом месте были построены новые дома,на одной улице и по соседству со старшим сыном.Рабатая за трудодни в колхозе ещё оставались силы выращивать пропитание себе и помогать детям и внукам. В 1933 страшном году связи с полным изъятием продовольствия массовый голод населения АССР НП. От голода умерло свыше 50 тыс. человек. Семья Фридриха выжила,внеся и свой "вклад" в страшную статистику голода,умерла мать и трое внуков... И вот в 1941 грянул гром,война с Германией и в скоре указ от 28.августа 1941года, Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" 7. Сентября 1941 эшелоном N-870 Вся семья Фридриха Риттер вместе с двумя тысячами человек из "Красного Партизана" и близь лежащих сёл,были депортированы в Алтайский край. И именно 7 сентября 41г.у младшего сына Александра и снохи Марии Шмаль во время погрузки родилась дочь. Пережив зиму на ст.Фирсово в старом коровнике,Фридрих "завербовался" в свои "66" на лесоразработки в близи пос. Мухтуя*(гор.Ленск). До места отбывания в "Труд армии" он с Амалией добрались к осени 1942 на барже по реке "Лене" Был направлен в "Крестовский лесозаготовительный участок" где и погиб в результате свала дерева в 1946 году. P.S- О том,когда и как погиб Фридрих Риттер и где похоронен,стало известно только в 2011 году,

Роот: Долго искала информацию о своём дедушке Роот Фридрих Фридрихович 1888 года рождения Марксштадского кантона репрессированного 1938 года, реабилитирован 1957году Спасибо админу за предаставленые архивные документы моего дедушки.



полная версия страницы