Форум » Информация из архивов » Список специальных терминов........ » Ответить

Список специальных терминов........

admin: Список специальных терминов, определений встречаемых в переписях, ревизских сказках, материалах Херсонской ( Тираспольской) римско-католической консистории, других источников находящихся в Энгельском, Саратовском, Волгоградском, Самарском архиве и представляющий интерес для генеалогического исследования Администратор – управляющий епархией, назначаемый в случае старости или болезни епископа. Архиепископ – духовное звание в православной церкви; главный епископ. Благочинный – в русской православной церкви один из помощников епископа, священник, назначаемый для надзора за церквами и духовенством данной епархии, разделенной на отдельные районы, называемые благочиниями. Визитатор – духовное лицо, уполномоченное епископом производить визитацию – осмотр всей епархии. В римско-католической церкви, существовавшей на территории Российской империи, право визитации осуществлялось епархиальным епископом или уполномоченными им лицами один раз в один – два года. Викарий – заместитель или помощник епископа по управлению епархией в православной церкви; помощник католического или протестантского священника. Декан - старший ксёндз, управляющий несколькими приходами в католической и англиканской церкви, каноник, стоящий во главе духовного капитула. Деканат – часть католической епархии, состоящая из нескольких приходов, находящиеся под управлением старшего ксёндза – декана. Диоцез – церковно-административная единица в католической церкви. Епархия – церковно-административная, территориальная единица в православной, католической и англиканской церквах. Епископ – высший духовный чин в церковной иерархии, существующий во всех христианских церквах, кроме протестантских; назначает священников, возглавляет церковное правосудие, ведет общее наблюдение за делами по своему ведомству, является хранителем идеологических основ церкви. Епитимья – нравственно-исправительная мера в православии и католицизме, налагаемая в качестве наказания на мирян, иноков и пастырей за греховные мысли и поведение. Состоит в усиленном исполнении некоторых религиозных обрядов и ритуалов; продолжительного и строгого поста, длительных молитв, паломничества в святые места и т.д. Налагается духовником на исповеди, реже – добровольно принимается самим верующим. Иеромонах – монашествующий священник. Каноник – член капитула в католической и англиканской церкви. Капелла – католическая часовня в виде отдельного сооружения, пристройки к костелу, либо в самом костеле для молитв, частных богослужений и хранения религиозных реликвий. Капеллан – католический священник при часовне (капелле), в армии, на флоте; помощник католического приходского священника. Капитул – коллегия духовных лиц (канонников) при епископе в католической и англиканской церкви, составляющая совет по управлению диоцезом (епархией).Со смертью епископа (до прихода нового) капитул осуществляет управление диоцезом через специально избранных им из своей среды лиц. Каплица – католическое культовое сооружение небольших размеров, то же, что и часовня. Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в общедоступной форме – в виде вопросов и ответов. Предназначается для первоначального ознакомления с основами религиозного учения. Коадьютор – помощник епископа. Назначается для исполнения обязанностей епископа, в случае его болезни. После смерти епископа обязанности коадьютора прекращаются. Консекрация – акт священнодействия в католической церкви, которым лицо или предмет посвящается служению Богу. Консистория – подчиненный архиерею коллегиальный епархиальный орган с церковно-административными функциями; Костел – католический храм. Ксёндз - католический священник в Польше, Белоруссии и Украине. Курат – католический священник, по поручению епископа осуществляющий полномочия исповеди и попечение о душах паствы. Молебен – богослужение, совершаемое по особому случаю, состоит, главным образом, из канона (торжественного песнопения), во время которого читается соответствующее цели молебна евангелие. Нунций – представитель Ватикана в ранге посла при каком-либо иностранном дворе. Приход – низшая церковно-административная единица, имеющая церковь с причтом; община верующих, содержащая церковь с причтом. Центр прихода – приходская церковь, где верующие удовлетворяют свои религиозные потребности. Причт – все служители церкви, окружение священника. Суперинтендент – лицо, стоящее во главе церковного округа, председатель консистории. Суприор – должностное лицо в римско-католической церкви, представитель митрополита в том или ином церковном округе, проводящий проверку деятельности церковных учреждений. Суффраган – в католической церкви то же, что и викарий в православной. Уния – объединение православной и католической церкви под властью Папы Римского, с сохранением православной церковью своих обрядов богослужения. Филия – филиал католической церкви, культовое сооружение небольших размеров, «дочерняя церковь». Циркуляр – распоряжение, направляемое руководителем, подчиненным учреждениям и должностным лицам; как правило, содержит общие важнейшие указания по определенному кругу вопросов. Часовня – христианское культовое сооружение небольших размеров без алтаря, то же, что и каплица (капелла). Экстракт – выписки, извлечения из метрических книг.

Ответов - 4

admin: ТИРАСПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ ТИРАСПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ, римско-католическая епархия, существовавшая в России / СССР с 1848 до конца 1930-х; до 1852 носила наименование Херсонская. До 1847 в России было 6 римско-католических епархий, охватывавших католическое население западных губерний: Могилевская, Виленская, Минская, Тельшевская, Луцко-Житомирская и Каменецкая. Они подчинялись Римско-Католической Духовной коллегии Департамента Духовных дел иностранных исповеданий при Министерстве внутренних дел. В 1847 была учреждена Херсонская епархия, которая охватила Херсонскую, Таврическую, Астраханскую, Саратовскую губернии, Бессарабию и Кавказский край. Кроме того, в ведение епископа Херсонского передавались живущие на территории его епархии католики армянского обряда. Конкордат между Святым Престолом и Россией об открытии новой епархии был подписан 22 июля (3 августа) 1847 и ратифицирован 21 июня (3 июля) 1848 буллой папы Пия IX "Universalis ecclesiae сura" ("Управление вселенской церковью"). Ответственным за исполнение конкордата был назначен ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, ставший впоследствии Могилевским митрополитом, Игнатий Головинский. 8 ноября 1850 он ввёл папскую буллу в исполнение, а чуть позже консекрировал (освятил) в Херсоне собор во имя святых Николая и Пия V и предназначил его для епископской кафедры. Первый епископ вновь учрежденной епархии - Фердинанд Геланус Кан, назначенный Папой Пием IX на эту должность 20 мая 1850; суффраган - Викентий Липский. Покровитель епархии - св. Климент Римский - Папа, принявший в начале II в. мученическую смерть на территории епархии. В церковном отношении епархия подчинялась канцелярии Могилевского архиепископа Митрополита всех римско-католических церквей в Российской империи и разделялась на 4 визитаторства-деканата: Херсонский, Саратовский, Кавказский и Закавказский. Епархия насчитывала 57 приходов, 31 филиалов-часовен латинского обряда, 33 прихода армянского обряда, 1 халдейского обряда, 63 священника латинского обряда, 43 - армянского, 1 - халдейского, около 120 000 верующих латинского обряда. Все посты визитаторов-деканов занимали польские священники. Визитаторство-деканат в Саратове насчитывал 14 приходов, 18 филиалов-часовен, 14 священников (исключительно поляков). Самый большой приход - во имя Рождества Девы Марии в Каменке (5 758 прихожан), самый маленький - в Саратове, во имя св. Франциска Ксаверия (537 прихожан). Всего деканат насчитывал 42 111 верующих. Визитатор-декан - священник Викентий Снарский, почетный каноник тираспольский, цензор проповедей. С первых дней образования Херсонской римско-католической епархии Херсонский православный епископ возражал против пребывания латинской епископии в одном городе с православной епархией. Чтобы не доводить ситуацию до конфликта между двумя церквями, 5 (18) сентября 1852 епископский престол был перенесен из Херсона в уездный город Тирасполь, а епархия переименована в Тираспольскую. В Тирасполе в этот период насчитывалось менее 100 человек католического вероисповедания, не было ни католической церкви, ни подходящего помещения для резиденции епископа и духовной семинарии. Российское правительство предоставило в распоряжение епархии строительные материалы для постройки кафедрального собора и необходимых епархии зданий в Тирасполе. Однако, из-за Крымской войны (1853-56) строительство было приостановлено. По этой же причине до 1856 епископ пребывал в Санкт-Петербурге. 11 февраля 1856 в Саратове была открыта семинария для Тираспольской римско-католической епархии, а 3 марта 1856 по высочайше утвержденному журналу комитета по делам римско-католической церкви Тираспольскому епископу и епархиальному управлению было назначено впредь пребывать в городе Саратове, с обращением саратовской католической церкви в кафедральный собор. К этому времени в Саратове был только скромный католический приход св. Франциска Ксаверия, насчитывавший в 1854 всего 637 прихожан. Прежнее наименование епархии - Тираспольская - было сохранено, чтобы не путать её с Саратовской православной. На содержание вновь учрежденной епархии в 1857 г. было отпущено из казны 24075 руб., в т.ч.: епископу - 4480 руб., суффрагану - 2000 руб., на кафедральный собор - 4120 руб., на консисторию - 6625 руб., на наём помещений для епископа, семинарии и всего епархиального управления - 5350 руб. Епископ Фердинанд Кан (1850-1864) прибыл в Саратов 10 октября 1856, а 5 ноября состоялось торжественное официальное открытие Тираспольской римско-католической духовной консистории. К Тираспольской епархии относились Таврическая, Екатеринославская, Херсонская, Саратовская, Астраханская и Ставропольская губернии, два уезда Самарской губернии (Николаевский и Новоузенский), а также Закавказье и Бессарабия. Епархия изначально была основана для иностранных колонистов, исповедовавших католичество, среди которых самыми многочисленными были немцы-католики - 200 тысяч, а также поляки, литовцы, латыши, армяне, грузины, французы, итальянцы, чехи, греки и католики других национальностей. Первый саратовский капитул был назначен летом 1857. Членами капитула являлись: Максимилиан Орловский, Георгий Разутович, Иосиф Жельвович, Антоний Раюнец, Зенон Иоткевич, Гавриил Оношко, Викентий Снарский и Иоанн Рымша. Все они были магистрами теологии. 5 ноября 1857 состоялось торжественное освящение Тираспольской римско-католической консистории. Консистория состояла из официала, 3-х асессоров и секретаря. Первым официалом был временно назначен каноник Зенон Иоткевич (в дальнейшем официалом консистории являлся викарный епископ); асессорами - каноник Зенон Иоткевич, каноник Гавриил Оношко и монсеньор Викентий Снарский; секретарем - коллежский асессор Корнил Штеллинг. До 1886 консистория находилась в одном здании с Духовной семинарией. 16 октября 1872 для размещения членов консистории на Немецкой улице (ныне пр. Кирова) был куплен дом за 24 тыс. руб. серебром. После учреждения Тираспольской епархии, в ведении которой находились немецкие колонии Поволжья, из них было образовано особое деканство, во главе которого для ближайшего надзора за приходскими церквами стоял "декан римско-католических церквей Саратовской, Самарской и Астраханской губерний". С увеличением приходов поволжские колонии были разделены на несколько деканств: Саратовское, Каменское, Екатериненштадтское и Ровенское. В начале ХХ в. всё поволжское католическое духовенство до епископа включительно состояло из немцев-колонистов. В 1914 Тираспольская епархия насчитывала 11 деканатов, 100 приходов, 179 священников и 350 000 верующих латинского обряда, а также 50 приходов, 75 священников и 40 000 верующих армянского обряда. В 1917 в епархии было также 11 деканатов, 137 приходов, 58 филиалов-часовен и 391 508 верующих латинского обряда. Самый большой по числу прихожан был приход Успения Девы Марии в Одессе, насчитывавший 14 968 католиков. Тираспольские епископы оставались в Саратове вплоть до 1917, когда епископ Й. Кесслер перенес резиденцию в Одессу. 10 марта 1926 декретом Папы Пия XI "Quo aptius", территория Тираспольской епархии была разделена на несколько апостольских администратур: в Одессе, в Поволжье, на Кавказе, в Тифлисе и Грузии. Кроме того, в Тифлисе находилась резиденция апостольского администратора католиков армянского обряда в России. В свете антирелигиозной политики, проводимой советским государством, в 1930-31 органами ГПУ был организован групповой процесс по делу немецких католических священников Поволжья. Дальнейшее усиление репрессий в отношении католического духовенства в СССР привело к тому, что к концу 1930-х Тираспольская римско-католическая епархия фактически прекратила своё существование. В 1999 Тираспольская епархия была восстановлена на территории Молдавии. II. Управление Тираспольской епархии (1913). Епархиальный епископ: магистр теологии Йозеф Алоизий Кесслер. Епископская канцелярия. Секретарь и каплан при Тираспольском епископе: вакансия. Заместитель светского делопроизводителя - М. Новосельцев. Кафедральный капитул. Прелаты: 1) препозитор Каспар Антонович Бачевский; 2) архидиакон Иосиф Крушинский. Каноники: 1) декан магистр теологии Эммануил Штанг, священник в Кишиневе; 2) магистр теологии Франц Ксаверий Климашевский, священник в Саратове; 3) папский судья Иоганн Антонов, апостольский протонатор и домашний прелат Его Святейшества; 4) кантор доктор философии и теологии Маркус Глазер. Монсеньоры: 1) доктор философии и теологии Александр Фризон; 2) доктор философии Антон Флек; 3) А. Циммерман. Консистория. Председатель: И. Крушинский. Асессоры: 1) д-р А. Флек; 2) Ф. Климашевский; 3) А. Фризон.

admin: IV. Деканаты Тираспольской епархии в Поволжье. Деканат Саратов. Основан в 1856. После реорганизации церковного управления в СССР в 1926 деканат выглядел следующим образом: 1) Саратов - апостольский администратор, каноник Августин Баумтрог, настоятель и декан; 2) Астрахань - Адам Деш, курат; 3) Сталинград - Иоганн Циммерман, курат; 4) Камышин - Алоизий Каппес, курат; 5) Иозефсталь - Иоганн Фалькенштейн, администратор. Церковные приходы: 1) Саратов - основан в 1803. В 1914 имел филиалы в Покровске, Николаевске, Новоузенске, Гартманском, Блюментале, Иоганнестале, Петерстале, Александерфельде, Ней-Ландау. 2) Мариенфельд - основан в 1859. Филиалы: Иозефсталь (до отделения в самостоятельный приход), Камышин (до отделения в самостоятельный приход). 3) Иозефсталь - основан после 1-й МВ путем отделения от прихода Мариенфельд. 4) Камышин - основан после 1-й МВ путем отделения от прихода Мариенфельд. 5) Астрахань - основан задолго до того, как в Поволжье поселились немецкие колонисты. 6) Царицын (Сталинград). 7) Брабандер (Козицкое) - основан в 1767. Филиалы: Деллер (до 1894). 8) Деллер (Березовка) - основан в 1894 путём отделения от прихода Брабандер. Деканат Каменка. Основан в 1856. В 1803-20 - миссионерский пункт отцов Общества Иисуса. Деканы: с 1912 до конца 1920-х - почётный каноник Леонард Эберле. Церковные приходы: 1) Каменка - основан в 1765. Филиалы: Гильдман (до перевода в приход Ретлинг), Гусарен (до 1865), Пфейфер (до 1871). 2) Гусарен (Елшанка) - основан в 1865 путем отделения от прихода Каменка. 3) Фольмер (Копенка) - основан в 1904 путем отделения от прихода Ретлинг. 4) Шукк (Грязноватка) - дата основания неизвестна. Филиал: Ротгаммель (до отделения в самостоятельный приход), Зеевальд (до перевода в приход Ротгаммель), Деготт (Каменный Овраг). 5) Зеевальд (Верховье) - сначала село относилось к приходу Шукк, затем Ротгаммель; после 1911 путем отделения от прихода Ротгаммель образован самостоятельный приход Зеевальд. 6) Пфейфер (Гнилушка) - основан в 1871 путем отделения от прихода Каменка. 7) Ротгаммель (Памятное) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шукк. Филиалы: Зеевальд (несколько лет в начале 20 в.) 8) Гильдман (Пановка) - дата основания неизвестна. Сначала село относилось к приходу Каменка, затем Ретлинг; путем отделения от прихода Ретлинг образован самостоятельный приход Гильдман. Филиалы: Лейхтлинг (до рубежа 19-20 вв.). 9) Келер (Караульный Буерак) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Ретлинг (Семеновка). 10) Лейхтлинг (Иловля) - сначала село относилось к приходу Ретлинг, затем Гильдман; на рубеже 19-20 вв. путем отделения от прихода Гильдман образован самостоятельный приход Лейхтлинг. 11) Ретлинг (Семеновка) - дата основания неизвестна. Филиалы: Гильдман (до отделения в самостоятельный приход), Келер (до отделения в самостоятельный приход), Лейхтлинг (до перевода в приход Гильдман), Гебель (до 1894); Фольмер (до 1904). 12) Гебель (Усть-Грязнуха) - основан в 1894 путём отделения от прихода Ретлинг. Деканат Екатериненштадт (Марксштадт). Основан в 1856. В конфессиональном отношении являлся смешанным населённым пунктом. В 1803-20 - миссионерский пункт отцов Общества Иисуса. Деканы: 1856-76 - П. Раймунд фон Андрешейкович; 1876-78 - Антон Иоганн Церр; 1880-81 - Николаус Митциг; 1882-1904 - Георг Рислинг; 1904-06 - Филипп Беккер; ок. 1909 - Иоганн Бейльман III; ок. 1911 - Рафаэль Лоран; с 1911 до конца 1920-х - Георг Байер. Церковные приходы: 1) Екатериненштадт (Марксштадт) - дата основания неизвестна. Филиал: Борегардт. 2) Обермонжу - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шенхен. 3) Шенхен (Панинское) - основан в 1770. Филиалы: Обермонжу (до отделения в самостоятельный приход), Люцерн (до отделения в самостоятельный приход), Цуг (до отделения в самостоятельный приход), Золотурн (до 1900-01). 4) Люцерн (Реммлер) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шенхен. 5) Цуг (Гаттунг) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шенхен. 6) Золотурн (Витманн) - основан в 1900-01 путем отделения от прихода Шенхен. Деканат Мариенталь. Основан ок. 1918/19 путем отделения от Екатериненштадтского деканата. Деканы: 1918/19-1921 - Николаус Крафт; в 1928 - Эммануил Бадер. Церковные приходы: 1) Мариенталь (Тонкошуровка) - основан в 1767. Филиалы: Роледер (до отделения в самостоятельный приход), Граф (до 1883), Луй (до 1883). 2) Роледер (Раскаты) - дата основания неизвестна. Основан путем отделения от прихода Мариенталь. Филиалы: Герцог (до 1904). 3) Герцог (Суслы) - основан в 1904 путем отделения от прихода Роледер. В 1897 ещё являлся филиалом прихода Роледер. 4) Граф (Крутояровка) - основан в 1883 путем отделения от прихода Мариенталь. 5) Луй (Отроговка) - основан в 1883 путем отделения от прихода Мариенталь. 6) Либенталь, Урбах и Ней-Обермонжу - основан в 1861. До 1926 центр прихода располагался в с. Либенталь. Позже к приходу прибавился филиал в с. Ней-Мариенталь. 7) Ней-Бейдек (Таловка, также Черная Падина) - основан ок. 1910. 8) Мариенбург - основан в 1870/71. Из-за дефицита священников часто практиковалось объединенное обслуживание приходов Мариенбург и Ней-Бейдек (Черная Падина). Деканат Зельман. Дата основания неизвестна. Деканы: в 1928 - Иоганн Бейльман. Церковные приходы: 1) Зельман (Ровное) - дата основания неизвестна. Основан путем отделения от прихода Прейс. 2) Ней-Колония (Кустарева-Краснорыновка) - дата основания неизвестна. 3) Гельцель (Кочетное) - дата основания неизвестна. Основан путем отделения от прихода Прейс. 4) Прейс (Краснополье) - основан в 1768. Филиалы: Зельман (до отделения в самостоятельный приход), Гельцель (до отделения в самостоятельный приход). 5) Мариенберг (Бизюк) - основан ок. 1863. Филиалы: Штреккерау (до 1903). 6) Штреккерау - основан в 1903 путём отделения от прихода Мариенберг.

admin: Список специальных терминов, определений встречаемых в аннотированной описи дел Коллекции документов римско – католических церквей (1789 – 1934). Глоссарий Булла (свинцовый шарик, прикрепляемый к документу, часто заменяется красной сургучной печатью) – самый торжественный и значительный из распоряжений и постановлений, исходящих от Папы рисского. Называется по начальным словам текста, пишется на латыни. Бейзицер, бейзитцер, байзицер – церковный староста Визитация – служебное помещение, обследование, приезд с целью проверки и осмотра прихода или церковной общины, а также итоги осмотра, составленные в качестве отчета. Визитационная опись – опись церковного имущества, составленная в ходе обследования, посещения визитора. Вызыватель – лицо, получившие от Российского правительства по Манифесту Екатерины 2 право набирать колонистов в странах Европы, организовывать их приезд в Россию, управлять ими и получать от них доходы. Диспенсация – в римско-католическом праве освобождение от определенных предписаний и обязанностей, чаще всего, особое разрешение на вступление в брак, получаемое спенциальным образом после нарушения каких-либо запретов (например, рождения ребенка до заключения брака или желание вступить в брак родственников третьей степени) Каноническое (церковное) право – совокупность норм церковной жизни, имеющих силу закона. Включает решения вселенских соборов, изречения отцов Церкви, папские декреты, освященные церковной традицией обычаи. Стало одним из источников светской правовой системы. Колония – поселение переселенцев из других стран. Немецкие колонии в России делились на коронные и вызывательские. В России немецкие поселения разделялись на колонисткие округа. Курия – орган управления епархией во главе с епископом. Кюстер, кистер – церковный служащий, лицо низшей (первой) степени церковной иерархии, дьякон, ризничий в немецких католических приходах России. Обязанностью кюстера является ассистировать священнослужителю при совершении обрядов, таинств и богослужений, вести церковные книги, отвечать за проведение погребений и крещений, звонить в колокола и т.п. Самостоятельно кюстер не может совершать богослужебных действий. В католической церкви кюстер и весь диаконат рассматривается как истинный чин церковной иерархии и переходная ступень на пути к священству. На служении кюстеры посвящаются посредством хтротесии (греч. «руковозложение») – обряда принятия в низшие должности с помощью рукоположения. Настоятель – священнослужитель, управляющий приходом или монастырем. Округ – определенная административная граница. Приор (префект, сениор) – старший священник. В первые годы существования Римско-католической церкви в России – глава нескольких приходов в определенной местности, например, в Поволжье, назначалься Юстиц-коллегией. Позже – отец-настоятель. Священнослужитель – служитель культа, имеющий духовный сан: священник, у католиков-немцев – патер, у католиков-поляков- ксендз. Семинария – среднее церковное учебное заведение, готовящее специалистов для практической церковной деятельности. Синдики – церковные старосты прихода, избираемые сельскими общинами. Униаты – православные, признающие Унию, то есть объединение Православной и Католической церкви под властью Папы Римского, но сохранившие православные обряды и традиции. Форштегер (форштеер) – сельский староста. Хиротония – рукоположение, возложение рук епископа, на христианина, готовящегося принять священство, возведение в сан священнослужителя (диакона, священника, епископа). Храм – освященное здание для церковных собраний и отправления богослужения, церковь, собор, костел. Шульмейстер – церковный учитель. Экспозит – краткое изложение или выдержка из документа. Энциклика (общий для всех, окружной) – послание Папы, адресованное всем католикам и имеющее для верующих программное значение. Юрисдикция (суд, судопроизводство) – круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций, подсудность.


аннушка: *PRIVAT*



полная версия страницы